- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Бальная культура и досуг дворянского сословия в период правления петра i.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001592 |
Тема: | Бальная культура и досуг дворянского сословия в период правления петра i. |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра древней и средневековой истории России Бальная культура и досуг дворянского сословия в период правления петра i Выпускная квалификационная работа студента (студентки) Z951 группы заочной формы обучения бакалавриата по направлению 050401: педагогическое образование (профиль «История») Шаламовой Юлии Александровны _______________________ (подпись) Допущена к защите Зав. кафедрой__________________ А.М. Белавин Дата______________ Научный руководитель – кандидат исторических наук, доцент кафедры древней и средневековой истории России Сарапулов Алексей Николаевич _______________________ (подпись) Пермь, 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ БАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДВОРЯНСКОГО СОСЛОВИЯ 10 1.1. Исторические условия 10 1.2. Процесс заимствования зарубежного социального и культурного опыта 1.3. ГЛАВА 2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ БАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ 23 2.1. 23 2.2. 2.3. ГЛАВА 3. ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДВОРЯН ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ 41 3.1. Путешествия 41 3.2. Коллекционирование 43 3.3. Охота 46 Заключение 50 Библиографический список 56 Приложения 60 ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ БАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДВОРЯНСКОГО СОСЛОВИЯ. 1.1. Исторические условия. В истории русской культуры, XVII век занимает особое место – это век рубежный, век коренных, качественных перемен в истории России. Он завершает историю древнерусской культуры и зарождает культуру нового времени. Изменение культуры, ее перерождение, проходило в острой борьбе старой традиционной культуры с новыми потребностями и вкусами. Современники очень тяжело, остро, болезненно ощущали ломку, переоценку и изменение ценностей и традиций, созданных прошлыми поколениями, и потому весь XVII век, «Бунташный век», проходит под знаком борьбы двух общественных настроений. С одной стороны, это страстная до фанатизма защита старины, а с другой, - понимание, что перемены необходимы, полезны, а главное, неизбежны. В это переломное для культуры время появляются первые ростки обновления: * начинается процесс секуляризации в духовной и культурной жизни общества, оно медленно, но неуклонно освобождается от влияния церкви, которое и определяло все стороны его жизни; * человек начинает осознавать себя как личность, появляются люди действий, поступка, рисковые, энергичные, инициативные, осознающие свое место в судьбах страны. Они перестают быть анонимными, никому неизвестными, имена таких людей на слуху у современников; * вызревают условия для рождения светской культуры, она освобождается от церковных догм и канонов; эти процессы только начинают проявляться, потому принято говорить, что в XVII в. идет обмирщение культуры. Обмирщение - это тенденция, нарастание процесса обновления, а не конечный итог. Параллельно сосуществуют как бы две культуры - религиозная и обновляющаяся, еще не порвавшая с религиозной основой; * заметнее становится влияние Запада, особенно после воссоединения с Украиной, культура которой находилась под сильным влиянием Польши. Но культурный перелом не мог осуществляться без утрат. Новое искусство нового времени, выигрывая в деталях, проигрывало средневековому времени как целостности, в гармонии древней глубины, так и в духовности. Более того, культурная эволюция с XVII в. идет вширь, а не вглубь, когда освоение новых образов, сюжетов, стилей не сопровождается стремлением к постижению идеала. Поэтому старообрядческая критика «новизны» не являлась исключительно боязнью нового как такового. За этой критикой стояло опасение потерять непреходящие духовные ценности и нравственные ориентиры, утратить спасительную связь с прошлым. Сторонники старины или традиционалисты, бурно упрекали этот век в «пестроте». «Пестрота» - это небывалая, по сравнению с прошлыми веками, социально-политическая активность общества, что продемонстрировало Смутное время, когда на главную историческую сцену вышли люди незнатные, худородные - мелкие дворяне, посадские старосты, казаки, крестьяне и даже холопы. Они стремительно, ярко и навсегда вошли в историю России, оттеснив на время князей, бояр, полководцев. Эта активность, как осознание своих прав, подняла громадные массы народа на городские восстания середины века и продолжалась весь век, не давая власти возможности взять реванш. И власть отступала. Активисты, реформаторы образа жизни, приемлющие перемены, вносили свою лепту в новизну, оптимистично называли «пестроту» «дивным узорочьем». Оно наиболее отчетливо проявилось в красочности, нарядности, декоративности в живописи и зодчестве; красота, многоцветие, разнообразие в украшении быта, в одежде горожан. Искусство нового времени - это гимн творению, а не Творцу в классическом искусстве Древней Руси. Великий Петр I неотделим от истории России. Его реформы, ставшие поворотным пунктом в жизни российского государства, поражали масштабностью и всегда привлекали основное внимание историков всех времен и всех национальностей. Длительный, устойчивый, повышенный интерес к эпохе Петра в русской и зарубежной исторической науке объясняется большими достижениями во всех областях жизни, превращением России в великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории. На протяжении всей истории России вряд ли найдется период гармоничного и спокойного развития. Обуреваемая внутренними политическими раздорами, военными конфликтами и усобицами, она стремилась к некоему совершенству, которое, по мере достижения каких-либо результатов, отодвигалось все дальше и дальше, как горизонт. Но все же, XVIII век, в сравнении с прошлыми веками, наполнен самыми бурными событиями и переменами, которые предопределили условия существования государства и его культуры в будущем. Для формирования новой культуры были характерны светскость и «государственный» характер. Последняя черта культуры являлась особенностью России. Государство финансировало и поощряло развитие тех сфер культуры, которые считались наиболее нужными. Например, по европейскому образцу было изменено летоисчисление. Новый год начали считать с 1 января, а не с 1 сентября, как прежде. Специальными указами было предписано носить платья европейского образца, брить бороды, установить увеселительные собрания - ассамблеи. Культуру в целом, науку и даже искусство Петр I оценивал с позиции пользы. Огромная роль государства, его активное вмешательство в сферу культуры привели к ее бюрократизации: труд писателя, художника, актера, архитектора стал разновидностью государственной службы, обеспеченной жалованьем. Культура стала государственной, выполняя определенные служебные функции, «государев заказ». Она начала оказывать мощное воздействие на сознание и повседневность людей, чей стиль жизни и мышления нивелировался и унифицировался в соответствии с интересами самодержавия. В духовной жизни насаждались идеи западного протестантизма, утверждавшие, что богатство - не грех, а признак избранности Богом. Происходит раскол культуры на две части: прозападная (дворянская) и народная, ориентирующаяся на православные ценности и традиции. И пожалуй, невозможно отыскать такую сферу общества, которая не претерпела бы изменений, вызванных энергией деятельного и энергичного царя. Не подлежит сомнению, что многое из того, что ознаменовало смену эпох, было подготовлено ходом истории и давало себя знать еще в XVII в., однако качественный скачок, произведенный усилиями Петра, все же нельзя не считать поистине титаническим. Отличием реформ этого переломного периода является не только их всеохватность и всесторонность, но и то, что Петр I впервые начал совершенно осознанно, системно и последовательно решать государственные проблемы, используя свое властное влияние на экономическую жизнь общества: промышленность, торговлю, ремесленное производство. Существенные результаты петровских реформ достигались за счет усиления централизации, укрепления самодержавия и крепостного права. Эти меры вывели Россию на новый уровень развития, уровень равенства с развитыми странами Европы. В области общественной жизни идеи старинного патриархального общества противостояли идеям просвещенности, выработке образа справедливого, деятельного правителя, царя-труженика, и образа государственного человека, истинного гражданина, обретающего свое благородство деяниями, а не аристократическим происхождением. Наиболее достойным качеством человека считается его долг и ответственность перед своим отечеством. Особое место в эпохе Петра I, занимает развивающаяся система образования и просвещения. Петровская эпоха - период становления отечественной науки. Научное мышление порождает два способа мировосприятия: рационализм и критическое отношение к действительности. А это приводит к тому, что чувство ответственности побуждает многих прогрессивных мыслителей видеть главное зло эпохи в крепостничестве, особенно в послепетровское время. Итоги историко-культурного развития России в XVIII в. весьма значительны. Продолжалось развитие русских национальных традиций во всех видах искусства, но в то же время укрепление связей с зарубежными странами способствовало активному проникновению западного влияния на русскую культуру и уклад жизни высшего сословия. Укрепление могущества русского государства, которое стало одним из крупнейших государств мира, способствовало формированию русской нации и единого русского языка, ставшего величайшим культурным богатством русского народа. Получили развитие все направления культуры - образование, книгопечатание, литература, архитектура, изобразительное искусство. Произошло обмирщение, секуляризация культуры, проникновение в Россию идей Просвещения. Это способствовало появлению новых видов культуры - первых литературных журналов, художественной литературы, общедоступного театра, светской музыки и танцев. Идет становление русского классицизма. Значительно расширилась сфера духовной деятельности русских людей. В исторической науке нет единства в оценке деятельности Петра I, но вместе с тем преобладает точка зрения, согласно которой реформы Петра I расчистили путь для более интенсивного экономического и культурного развития страны. 1.2. Процесс заимствования зарубежного социального и культурного опыта. Петр I задумав изменения, поставил на службу Отечеству не только служебное время человека, но и досуг с особыми формами его проведения. Вся деятельность петровских преобразований было подчинено принципу регламентации, поэтому происходит «огосударствление» и досуга. В соответствии с нуждами Отечества и потребностями того периода, жизнь человека, включая свободное время препровождение, направлялась особыми предписаниями и указаниями. Суть преобразовательной программы Петра I заключалась в доминировании интересов государства над остальными, т. е. личными интересами человека, и в большей степени служилого человека, который и был включен в эту преобразовательную программу переустройства страны. Это позволило Петру I сделать грандиозный скачок в культурном развитии России и поставить ее вровень с европейскими государствами XVIII столетия. Жизнь юного Петра I сложилась таким образом, что он с самого отрочества и всю юность проводил в кругу иностранцев. Это тесное общение меняло представление о мире, оно давало новый, яркий, иной образ жизни, который так сильно отличался и резко контрастировал от известного ему с детства. А воспоминания того, что с ним было в детстве и отрочестве были тяжелыми. Это и страшный, кровавый стрелецкий бунт в мае 1682 года, и правление властной сестры Софьи, унижение любимой матери, а также ненавистная затхлость московских царских палат и косность боярской жизни. Петром никто не занимался. Его пытливый ум сам находил себе занятия. И вот иностранцы, такие загадочные, доброжелательные, интересные. Они помогали удовлетворять юному Петру стремление к наукам и знаниям, данное ему от природы. Наибольшее влияние на него оказали шотландец Патрик Гордон и швейцарец Франц Лефорт, который и познакомил молодого Петра с бытом и нравами Немецкой слободы, оказавшей на него особое влияние. Иностранцы, а именно англичане, французы, голландцы, шотландцы, появились в России еще во времена Ивана IV и селились на правом берегу Яузы. Все они были представителями разных вероисповеданий и профессий: ремесленники, ювелиры, виноторговцы, негоцианты, художники, доктора, офицеры. Территория слободы, где проживали иноземцы была прекрасно обустроена кирхами и небольшими уютными домиками, в которых они жили своим особым укладом, представляя некий оазис посреди московской жизни. Новизна, увлекательность происходящего в слободе, влекла молодого царя – это свободное общение между собой, открытость и простота жизни, умение весело, интересно и незатейливо проводить свой досуг в постоянно организуемых вечеринках, где старики и важные особы курили трубки, и пили пиво или вино. Особенно поражали своими свободными и непринужденными манерами девушки и дамы слободы. Они были не только активными участницами вечеринок, но и подлинным украшением, тогда как «русская боярыня или боярышня отвешивала поклоны за торжественными обедами московской знати, либо церемонно лобызалась с почетными гостями по воле хозяина дома... От теремных красавиц трудно было добиться других ответов, кроме «да», «нет», «не знаю».1 Слободские веселые вечера настолько привлекали и увлекали молодого царя, что он становится их активным посетителем. Частое посещение слободы было не просто увеселением для царя: с одной стороны, это была своеобразная школа для Петра I, а с другой — форма приятного времяпрепровождения, где он учился правилам поведения и общения в новой светской манере. Неспокойно было на душе у Петра, т. к. быт и нравы иноземной слободы давали пищу для размышлений, демонстрируя образцы культуры досуга, а атмосфера свободного общения духовно подпитывала, удовлетворяя потребность в веселье и отдыхе, необходимом после напряженной и упорной работы. Соловьев С. М. в своих сочинениях считал, что именно Немецкая слобода стала той самой «ступенью к Петербургу». Также она стала для Петра «первым шагом в освоении западноевропейских ценностей». Позже они легли в основу «протестантской модели существования», которой Петр следовал в своей деятельности. Это привело «к открытости общества, перенимавшего с Запада то самое новое, хорошее (как, впрочем, и всякое плохое), к тому явлению, которое в современной историографии называется «догоняющей моделью развития».2 После первого возвращения царя из-за границы, посещение которой само по себе уже было шоком и для русской традиционной элиты общества и для европейских стран, в России начались первые конкретные, качественные культурные преобразования. «Великое посольство дало Петру возможность увидеть западноевропейскую цивилизацию во всем ее военном и культурном могуществе, почувствовать ее дух, смысл и силу. Он вывез из Европы не только знания, впечатления, трудовые мозоли, но и идею, которую для себя сформулировал предельно просто: чтобы сделать Российское государство столь, же сильным, как и великие державы Европы, необходимо как можно быстрее перенять у Запада всё необходимое. Именно тогда окончательно оформилась ориентация царя на западноевропейскую модель жизни, и это означало автоматическое отрицание жизни старой России, последовательное и порой ожесточенное неприятие, разрушение старого, ненавистного, того, что ассоциировалось с врагами: Софьей, стрельцами, боярством». 3 С периодом возведения Петербурга, который Петр называл своим «парадизом», связана кульминация культурной реформации Российского государства. В новой столице России царь постарался воплотить не только свой идеал морского, военного, административного города, но и мечты о центре новой культуры, образования и просвещения. Петр I создал западноевропейский уклад в культурной жизни столицы. Он не перестроил, не изменил, а именно создал в новых условиях новый быт русских людей. В его столице все должны были жить по-иному, — не так, как в старой затхлой Москве. «Созидание российской столицы направлялось не только огромным желанием деятельного монарха, но и требованием времени. Надо было учиться жить по-европейски, чтобы не только стать равноправным партнером для соседних стран, но и оставаться самодостаточной державой, мощь и цивилизованность которой будут гарантией ее независимого и достойного государственного существования». 4 Для реализации своих целей Петр I использовал все доступные средства, включая опыт стран Западной Европы. Он перенял лучшие достижения Швеции и Германии, Дании и Голландии, Англии и Франции. Русский правитель действовал с умом и поэтому не хватался за все – процесс заимствования зарубежного социального и культурного опыта происходил дифференцированно и избирательно. Иногда царя-реформатора интересовал конечный продукт или внешняя форма, иногда только механизм действия, а порой он использовал лишь разработанные принципы, технологии. При всей необходимости того или иного опыта, практика его внедрения в русскую действительность порой расходилась с жизненными реалиями. Петр I использовал опыт во имя интересов государства, а не конкретного человека, личная значимость которого не имела для царя большой ценности. Его принцип «тащить за уши» в новую жизнь оборачивался неприятием, непониманием, а иногда и страхом людей. Искусственный, принудительный подход к организации культурной, досуговой жизни высшего общества - дворянства, четко показывающий всю противоречивость проводимых реформ, наиболее ярко проявился в организации и проведении ассамблей. Но понять активного, деятельного Петра I можно. Он стремился как можно быстрее осуществить их, т. е. ассамблеи, согласно общему и широкому плану, для того чтобы «образить, облицевать русских людей внутри и снаружи по подобию просвещенных народов, дать их наружности, управлению, мышлению и самому общежитию оклад, не отчуждающий, а сближающий с европейским миром, с которым историческая судьба связала русский народ».5 Среди историков, исследователей петровской эпохи, существует распространенное мнение, что идею ассамблей Петр I привез из-за границы, а именно из Франции, где он был в 1717 году. Но известно, что еще тремя годами ранее состоялись первые две ассамблеи, зафиксированные в «Походных и путевых журналах императора Петра 1-го» в 1714 году. В частности, в журналах имеется запись за март: «В 17-й день тезоименитство Государя Царевича Алексея Петровича, у которого после обеда Господин Генерал, Государыня Царица и все сенаторы были на ассамблее».6 В походных журналах за 1715 год также сообщается о двух ассамблеях, организованных Петром I в феврале: «2-го был ассамблей в Доме Царского Величества... 19-го в Доме Царского Величества был ассамблей, и тут были все Министры, такожь и домашние были шумны»7. В описаниях Санкт-Петербурга за 1710-20 годы, опубликованных Ю. Н. Беспятых, немец свидетельствует: «Прежде всего, напротив крепости стоит так называемый большой питейный дом — деревянный, двухэтажный и окруженный двумя галереями, так что издалека он смотрится красиво. Однако во время моего пребывания в С.-Петербурге вина там меньше всего можно было найти. Правда, его царское величество порой устраивал в этом доме ассамблеи или угощения. Так, летом 1710 года он праздновал там свои именины и устроил большое торжественное празднество по случаю (годовщины) Полтавской баталии».8 Автор записок подтверждает, что ассамблеи проводились ранее их официального введения. Не вызывает сомнений, что Петр знал об ассамблеях еще до своей поездки во Францию. Он не только располагал информацией о светских заграничных развлечениях, но и часто сам был их непосредственным активным участником. Вторая поездка царя в Европу и посещение Франции сыграли свою судьбоносную роль во введении данной формы в культурную жизнь русского общества. Помимо вопросов внешнеполитического свойства, эта поездка имела для Петра еще и культурное значение. Она позволила более углубленно вникнуть в процессы культурного образования и просвещения, ознакомиться с организацией работы различного рода объектов культуры, познакомиться подробнее с формами организации досуга: «Петра можно было встретить повсюду, где представлялась возможность извлечь пользу из увиденного и услышанного».9 Делаю вывод, что именно в Париже царь твердо утвердился в мысли постоянного устройства ассамблей, поскольку парижский «осмотр» придал необходимый импульс давно осознанным устремлениям. Дело культурного воспитания русского общества стало для Петра I назревшей необходимостью, требованием новой эпохи. Он вернулся из-за границы в октябре 1717 года, но только осенью следующего года смог воплотить задуманное в жизнь. В Москве его ждали сложнейшие проблемы — расследование дела царевича Алексея и так называемый «суздальский розыск». Спустя целый год, 7 декабря 1718 года петербургское общество было извещено об ассамблеях. ГЛАВА 2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ БАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ 2.1. История возникновения бала. На протяжении трех веков непременным атрибутом жизни русского дворянства был именно бал. А что же такое бал? Где впервые возник и как, в какой форме он появился в России? Итак, бал, от французского – «танцевать», это «собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от других танцевальных собраний известным блеском, более строгим этикетом и заранее определенным порядком».10 Балы, в том виде, в котором мы его представляем, появились еще в конце XIV века. И первый бал, о котором имеются подробные сведения с описанием, был дан по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской, в городе Аменье, в 1385 году. Эти зрелищные собрания, с танцами и угощениями были в новинку, поэтому современники этих событий постарались очень подробно описать это яркое событие. В XV и XVI вв. большие танцевальные увеселительные собрания при дворах и дворянских замках происходили достаточно редко, и только при Марии Медичи, которая впервые перенесла маскарады во Францию, балы получили широкое распространение. Но настоящую свою форму балы приобретают со времен Людовика XIV, любителя пышных и изысканных нарядов, зрелищных и ярких мероприятий. С этого времени без них не проходит ни один из придворных празднеств. А с 1715 г. балы стали устраиваться в здании оперного театра Парижа и, вместе с тем, дана возможность лицам всех сословий принимать участия в этих увеселениях. Как и во всех предметах роскоши и моды, именно Париж давал тон в устройстве балов и выборе бальных туалетов. Бал, в отличие от народных плясок, хотя многие бальные па произошли именно из народных танцев, имел строгую регламентацию: свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. И, конечно, обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Бал был интересен тем, что всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, помимо танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов, живые картины, даже любительский спектакль. Живые картины, которые часто показывали перед танцами или в перерыве между ними – это популярное бальное развлечение конца XVIII - начала XX века. Оно представляло собой костюмированную инсценировку сцен из популярных произведений литературы, библейских сюжетов или живописи. Особенной популярностью они пользовались на семейных балах и вечерах. «По сложившейся в России традиции, не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, а также во время траура. Традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям».11 Балы не были однотипными, что еще больше подогревало к ним интерес и любовь. Они отличались местом и временем их проведения, составом участников, степенью соблюдения церемониала, спецификой бального костюма и многим другим. Отсюда их различное назначение и различные наименования: придворный, частный, великосветский, общественный, большой, маленький, костюмированный, семейный и другие. «Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и скучные. Участие в придворных балах было обязательным для всех приглашенных. На эти балы полагалось приезжать в полной парадной форме: мужчинам – в наградах, а дамам – в платьях специального фасона. Представители знатнейших и богатейших семей Петербурга и Москвы давали великосветские балы. Именно они наиболее полно выражали особенности той или иной бальной эпохи. Нередко приезжали и члены императорской семьи, но без всякой официальности - просто в гости. В отличие от придворных, от участия в великосветских балах можно было отказаться. Множество разновидностей имели общественные балы. Как правило, круг участников таких балов был широким и пестрым: чиновники, военные, помещики, учителя и пр.» Но наиболее яркими, веселыми и непринужденными бывали обычно семейные балы. Они имели массу необычных сюрпризов, различных конкурсов, розыгрышей. И их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых - как правило, несколько десятков человек.12 2.2. Маскарад как разновидность бала Одной из самой любимой дворянами разновидностью бала является маскарад. Маскарады, также от французского – «маскированный бал» – это «увеселительные балы, на которых все участники обязательно носят на лицах маски, а иногда и одеты в особые костюмы. Первые маскированные собрания возникают в Испании и Италии во время карнавального веселья».13 Обычай встречать самые важные праздники с ряжеными был известен на Руси с древних времен. Это и праздники зимнего и летнего солнцестояния, и Петров день, и масленица. Церковь же вынуждена была терпеть ряженье как дань старинным традициям, но не одобряла, как и всякое лицедейство. «Рядилась в основном в праздники только молодежь, т. к. людям почтенного возраста и семейным это считалось не к лицу и зазорно. И только первый на Руси царь Иван Грозный время от времени пренебрегал своим высоким положением и устраивал на опричных пирах пляски в масках и костюмах: сам нацеплял «личину» и принуждал к тому же своих приближенных. На одном из таких пиров произошел случай, ставший сюжетом известной баллады А.К. Толстого «Князь Михаил Репнин», герой которой, возмутившись царским непотребством, растоптал маску ногами и был тут же убит за неповиновение».14 Были очень популярны и «тематические» маскарады, как, например, в 1721 г., в честь Ништадтского мира со Швецией, все повозки в Санкт-Петербурге имели вид раззолоченных галер и фрегатов с парусами, пушками, а управляли этими затейливыми «кораблями пышно разодетые бравые матросы-гребцы. А еще масштабное зрелище в 1763 г.: Москва три дня наблюдала грандиозный маскарад «Торжествующая Минерва», по случаю коронации Екатерины II. «Елизавета Петровна, до страсти любившая рядиться и находившая, что ей идет мужской костюм, вводит в моду особый вид маскарада под названием «Метаморфоз».15 В чем это выражалось? На нем, назначенные лично ею лица должны были являться в одежде противоположного пола. Чрезвычайно любил маскарады и Петр I, который и ввел в России балы во время знаменитых собраний - ассамблей. До наших дней сохранился его любимый маскарадный костюм голландского шкипера. Особенно часто придворные маскарады устраивались во времена правления Елизаветы Петровны и Екатерине II, и самыми популярными из них были общественные маскарады. «Сама Екатерина II, одевавшая обычно мужской наряд, эту моду она заимствовала, скорее всего, от Елизаветы, маску и плащ-домино и приезжавшая в чужой карете, не только любила наблюдать из ложи за танцующими, но и сама принимала активное участие в танцах и очень любила «поинтриговать» кого-нибудь по маскарадному обычаю».16 Большим любителем маскарадов был и Николай I. В Аничковом дворце он часто устраивал балы и маскарады для узкого круга приближенных, и на них не возбранялось веселиться и дурачиться. Особой популярностью в 30-40-е годы XIX в. пользовался зал Энгельгардта в Петербурге, где частым гостем являлся сам Николай I. Именно маскарад в этом зале описан в драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Вкус императора был законом для высшего света, и на маскарады стали ездить представители самых аристократических кругов. Последний период всплеска интереса к маскарадам и карнавалам относится к началу XX веков. В эти годы больше всего стала цениться историческая точность костюмов, и балы становятся «тематическими»: античными, рококо, этнографическими. И 1903 г. знаменателем тем, что в Зимнем дворце состоялся грандиозный исторический бал, на который все участники оделись в русские придворные костюмы XVII в., выполненные с исключительной достоверностью и богатством. А Император Николай II и его жена Александра Федоровна приняли участие в этом празднике, наряженные в царские костюмы XVII века. 2.3. Главное увеселение ассамблей. В жизни людей допетровской эпохи, руководящим началом была идея аскетизма, поэтому, как действия направленные идолопоклонничеству и идолослужению, отвергались все мирские удовольствия, таки как народная музыка, песня, пляска, сказка и какие-либо игры. К тому же, допетровская Русь жила по «Домострою» - своду правил общественного поведения – и в её общественной жизни было много косности. «В России балы впервые появились в начале XVII века при Лжедмитрии I и охватили лишь узкий круг лиц, которые непосредственно были причастны к Кремлю. Скорое падение самозванца не дало балам распространиться и укорениться, а последовавшая затем пауза почти в сто лет стерла их следы из памяти русской культуры».17, 18 В период правления Петра Великого балы вернулись в Россию и стали входить в культуру петровской эпохи уже не как забавы, а как элемент поучительной системы, заимствованный с культуры Западной Европы и порожденный новым типом государственного устройства. А именно, Петр стремился привить дворянам хорошие манеры, дать им приличное воспитание. Чтобы они были достойным лицом своего государства и государя. Такой своеобразной энциклопедией культурного поведения молодых людей стала книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Некоторые рекомендации книги напоминают средневековый «Домострой», но в целом книга эта отражала новую эпоху. 26 ноября 1718 г. Петром I был издан указ об ассамблеях (балах, увеселительных вечерах) в котором говорилось следующее: « … в котором доме собрание или съезд делается не только для забавы, но и для дела. Ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава»19. Для проведения ассамблей обычно хозяева готовили три комнаты: в одной комнате танцевали, в другой играли в шахматы и шашки, карты были запрещены, т. к. сам Петр не любил карточные забавы, ну и третья комната была предназначены для курения. Ассамблеи давались по очереди всеми придворными, а иногда Петр сам решал, в чьем доме следует собраться. Прийти на ассамблею мог любой прилично одетый человек, за исключением слуг и крестьян. Люди женатые обязательно должны были приходить с женами и с взрослыми дочерьми. Для проведения ассамблей, было создано множество правил и традиций, которые, на мой взгляд, делали эти собрания очень интересными. И если вначале они воспринимались как обуза, то постепенно, благодаря молодому дворянскому поколению, становились желанными и долгожданными. Одна из ярких традиций: по заведенному порядку, хозяин дома выбирал между молодыми женщинами «царицу бала» и преподносил ей букет цветов. В конце ассамблеи «царица» вручала этот цветок одному из кавалеров, что значило: в следующий раз ассамблея будет у него в доме. Но традиции, хотя и были очень яркие, но существовали и правила, за нарушение которых следовало суровое наказание. Например, нарушителей установленных ассамблейных правил, независимо от пола и возраста, Петр заставлял в виде наказания выпивать одним махом «Кубок большого орла» - изрядных размеров винную чашу на подставке в виде двуглавого орла - и выпивший тут же пьянел до такой степени, что не мог оставаться на ассамблее.20 Главным увеселением на этих собраниях был, конечно же, бал. Он должен был сближать между собой молодых людей и девиц. Первое время отцы и матери смотрели на танцы как на явный соблазн для своих дочерей, а мужья ревновали своих жен к кавалерам и, едва сдерживаясь, бросали на них грозные взгляды. Но и помимо этого дамы и кавалеры дичились друг друга, не завязывали между собою разговор и после каждого танца расходились в разные стороны. По словам одного современника, на ассамблеях «все сидели, как немые, и смотрели друг на друга». Предвидя эти проблемы, Петр вначале лично посещал почти каждую ассамблею, очень внимательно и зорко следил за всем, что здесь происходило, лично одушевлял унылое общество и иногда сам распоряжался танцами. И в этом случае, как во всем, государь проявлял свою зажигательную энергию. Принявшись распоряжаться танцами, он начинал с того, что ставил в ряды танцующих самых дряхлых стариков и сам становился в первой паре. Таким образом, составлялся танец в несколько пар. Все танцующие кавалеры обязаны были в точности выделывать ногами то же самое, что выделывал государь, а между тем он был в танцах большим мастером и затейником. Очевидец рассказывает, что царь выделывал такие «каприоли», которые составили бы честь лучшим европейским балетмейстерам того времени. «Старые и дряхлые танцоры старались подражать государю, кое-как дрыгали ногами, с трудом передвигая их; они путались, задыхались, сопели, кряхтели, пот лил с них градом, а неутомимый Петр прискакивал и вертелся перед ними без устали. Наконец некоторые не выдержали и упали. Царь велел им выпить в наказание по большому кубку вина, а сам принялся танцевать с молодыми и танцевал на славу изобретенный им самим весьма трудный и з....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: